Ведьминская Изба (anna_rina) wrote,
Ведьминская Изба
anna_rina

Categories:

История Корё, ч.6

Временем экономического и культурного расцвета раннего Корё был период правления Мунджона (1046-1083). Именно в это время были заложены основы административной системы, окончательно утверждены законы, касающиеся чиновничьих наделов, налогов, измерения площади и урожайности полей, наследования крестьянских участков, и т. д. Стабилизация налогообложения позволила Мунджону расширить созданную предшественниками систему государственных резервных складов, куда шла часть рисового налога и откуда крестьяне (под очень низкий процент или даже беспроцентно) могли получить ссуду зерном в неурожайный год. Продолжалась и активная политика на северных границах — «немирные» чжурчжэни «замирялись» вооруженной силой (как произошло, например, в 1079 г.), а более миролюбивые вожди и старейшины переходили в корёское подданство, получая богатые подарки и значительную автономию.


Немалыми были достижения этого периода в религиозной и культурной области. Мунджон разрешил в 1059 г. постригать в монахи по достижении 15 лет одного сына в семье с тремя сыновьями. Монастырям делались богатые пожертвования. Иногда по случаям праздников во дворце устраивали пиршества для более чем 10 тысяч монахов (1047 г.). В окрестностях столицы строились новые монастыри — в частности, громадный «государев» храм Хынванса («Храм процветания государя») в уезде Токсу к югу от Кэсона (строительство началось в 1056 г. и продолжалось 12 лет). Храмы этого ранга наделялись землей и рабами из средств казны. Процветание не облагаемой налогами монастырской экономики приводило в монастыри торговцев и богатых крестьян, желавших освободиться от повинностей и разбогатеть. Многие монастыри открыто занимались торговлей и ростовщичеством. Их монахи носили мирскую одежду и не отказывались от мирского стиля жизни, не чуждались пьянства и драк. Нарушения дисциплинарных заповедей (винаи) побуждали правительство издавать строгие указы о снятии сана с недостойных священнослужителей. Один такой указ был издан Мунджоном в 1056 г.

В период правления Мунджона стабильность способствовала расцвету искусств и литературы. Корё, вслед за Сун и Ляо, начинает производство высокохудожественных изделий для аристократического и монастырского обихода — лакированной посуды с инкрустированным перламутром (наджон чхильги), металлических храмовых гонгов (кымго), реликвариев (сарихам) для мощей буддийских святых, узорной черепицы, бронзовых зеркал, и т. д. Продолжалась силлаская традиция отливки бронзовых колоколов для храмовых служб (помджон). Особенной известностью — в том числе и за пределами Корё — пользовался корёский голубой фарфор (чхонджа), непревзойденный по нежному зеленовато-серому цвету (символизировавшему буддийский идеал нирваны и «Чистой земли») и изящным линиям. Число оттенков этого цвета достигало шестидесяти. Именно в начальный период правления Мунджона (около 1050 г.) корёское искусство изготовления фарфора вошло в период зрелости. Основными потребителями фарфоровых изделий были столичные аристократы, двор и монастыри. Центры производства располагались в столичном регионе и на юге, в современных уездах Пуан и Канджин провинции Чолла.

Развитие в Корё ксилографического книгопечатания (печатания с деревянных досок) позволило осуществить крупнейший культурно- религиозный государственный проект эпохи — издание полного собрания буддийских сутр, комментариев и дисциплинарных правил (Трипитаки). Желание корёского двора иметь подобное собрание объясняется стремлением «не отстать от соседей» — империи Сун, первой издавшей Трипитаку в 971-983 г., и империи Ляо, издавшей ряд буддийских сочинений и, позже, Трипитаку по сунскому образцу в 1031-1062 г. (в 1063 г. киданьская Трипитака была послана в подарок Мунджону). В то же время корёский двор стремился, накопив «кармические заслуги» через издание и чтение сутр, обезопасить себя, силами Будды и буддийских божеств, от нападений воинственных северных соседей. Громадная работа по собиранию, корректированию и изданию буддийских сочинений была начата Хёнджоном в 1011 (по другой версии, 1019) г. Поводом послужил конфликт с Ляо, помощи в разрешении которого корёский государь хотел просить у Будды. Частично работа (в основном исполнявшаяся в монастыре Пуинса недалеко от современного города Тэгу) была завершена к 1051 г., когда Мунджон лично провел торжественную церемонию с чтением вновь напечатанной Аватамсака-сутры. Полное завершение громадного труда относится к 1087 г. (уже после смерти Мунджона). Впоследствии эта Трипитака погибла в огне монгольского нашествия; новая Трипитака создавалась в ходе борьбы с монголами как способ накопления «кармических заслуг» для сопротивления врагам и как символ культурно-религиозного превосходства корёсцев над кочевыми «варварами». Кроме того, в конце XI в. к Трипитаке было добавлено собрание силласких и китайских буддийских комментариев, не вошедших в первое издание (кёджан).

Прогресс в искусстве, ремесле и книгоиздании был тесно связан с возобновлением официальных контактов с Сун с конца 1060-х — начала 1070-х гг. Ляо в этот момент было ослаблено конфликтами в правящей среде — прежде всего между адвокатами китаизации и приверженцами традиционных местных начал. Мунджон полагал, что, при сохранении ритуального «вассалитета» по отношению к киданьской династии, последняя вряд ли будет активно возражать против сунско-корёских контактов. Корёсцы были заинтересованы в китайских книгах, предметах искусства и роскоши, лекарствах. Их также глубоко интересовали начатые с 1069 г. реформы Ван Аньши (1021-1086), в которых они видели поучительную модель укрепления централизованной государственной власти. С су некой стороны, Шэнь-цзун (1067- 1085) в перспективе намеревался заключить союз с Корё в целях борьбы с киданями. При сунском дворе активными сторонниками возобновления контактов с Корё были возглавляемые Ван Аньши реформаторы; консерваторы (особенно знаменитый литератор и государственный деятель Су Ши) видели в приеме корёских миссий лишь лишнее бремя для сунской казны и подозревали корёских послов в шпионаже в пользу формального «сюзерена» Корё — Ляо. Частые контакты, прежде всего в форме официально-государственной «посольской торговли» (обмена корёских «подношений» на сунские «подарки»), были действительно выгоднее для корёского двора, чем для китайской стороны. Корёсцы получали книги: особенно они ценили необходимые для административной работы и литературного творчества энциклопедии, такие, как Цзы чжи тун цзянь («Всеобщее обозрение событий, способствующее управлению»; 1084 г.), и словари. Кроме того, Китай присылал роскошные шелковые одежды, яшмовые изделия, благовония, лекарства (иногда с одним посольством привозили до 100 видов лекарств). Хроническую болезнь Мунджона пытались лечить специально присланные сунским двором придворные китайские медики. В основном именно благодаря обменам с Сун Корё имело прекрасно укомплектованную дворцовую библиотеку (Осовон) и хорошую библиотеку Государственного Университета (Кукчагам).

Корёсцы посылали сунскому двору золотые и серебряные изделия, бумагу, тушь, женьшень (иногда до полтонны с одним посольством), а иногда и книги — в основном китайские произведения, утерянные в Китае в период смут после гибели Тан. Члены дипломатических миссий — китайских и корёских — практически всегда занимались также и частной торговлей (в Корё к их приезду открывали особый рынок). В корёской столице для сунских дипломатов и купцов имелось более 10 специальных государственных гостиниц (посольства могли насчитывать несколько сот человек). С официальными миссиями пришли в Корё сунская придворная музыка и танцы. Некоторые из них сохранились в корейском дворцовом репертуаре до начала XX в. В целом, корёскую культуру периода ее расцвета сложно представить вне «регионального контекста» эпохи, прежде всего теснейших связей с Северной Сун.

Интересным памятником интенсивных корёско-сунеких контактов является «Иллюстрированное повествование о Корё» (Гао ли ту цзин), составленное в 1124 г. сунским ученым и дипломатом Сюй Цзином (1091-1153) по итогам его поездки в Корё с посольством в 1123 г. Посольство побывало в Корё незадолго до гибели Северной Сун в 1127 г. После 1127 г. отношения между Южной Сун и Корё свелись к редким миссиям. Сюй Цзина — как и других китайских послов до него — поразил, по контрасту с развитой культурой городской застройки сунского Китая, относительно бедный вид и малый размер корёских городских жилищ. Согласно его записям, в Кэсоне из 10 домов только 1-2 были крыты черепицей. По его впечатлениям, даже в столице почти не использовались монеты. Торговля велась на серебряные бутыли или полотно, процветал также примитивный бартер. Деньги, однако, использовались при покупке лекарств в государственных медицинских управлениях. Это отражало усилия двора по внедрению денежного обращения в быт, но, как отмечал сунский дипломат, особых результатов данные меры не принесли.

Молодой корёский государь Инджон показался китайскому гостю истинным конфуцианцем, строгим и последовательным в соблюдении этикета, и большим знатоком классических текстов. Восхищение вызвала и дворцовая библиотека Инджона, с великолепным собранием сунских текстов. Устраивавшиеся во дворце лекции по конфуцианской философии казались Сюй Цзину копией с собственно сунских придворных обычаев. Однако китайский посланец был немало удивлен привилегированным положением при дворе представителей нескольких знатных фамилий. Почти с недоверием записывал он рассказы о богатствах высшей знати, владевшей «целыми долинами как своими полями» и хранившей в кладовых «десятки тысяч цзиней (1 цзинъ — около 500 гр.) мяса, сгнивавшего от неупотребления». Необычным для гостя было и влияние буддизма на дворцовые церемонии — во время торжественного государева выхода перед процессией всегда несли буддийскую сутру, якобы магическим образом охранявшую двор и государство. Буддизм, с его неприятием насилия, влиял на корёские нравы и более глубоким образом. Забой скота считался «нечистым» и «недостойным» делом, а смертные приговоры были крайне редки и почти никогда не приводились в исполнение, заменяясь ссылкой. В целом, нарисованная сунским послом картина наглядно показывает как сходства, так и различия в экономике, духовной жизни и обиходе Китая и Корё времен расцвета раннекорёской культуры.

Интересной страницей в корёско-сунских культурно-религиозных контактах были путешествия по сунскому Китаю, предпринятые в 1085-1086 гг. одним из известнейших реформаторов корёского буддизма, ученым монахом Ыйчхоном (1055-1101; посмертный титул — государственный наставник Тэгак). Четвертый сын Мунджона, рано постриженный в монахи и принявший обязанности административного главы школы Хваом, Ыйчхон отличался необычной любовью к знаниям и библиофильскими склонностями. Видя, что в Корё недостает буддийской литературы и особенно не хватает сунских сочинений, Ыйчхон стремился пойти по стопам основателя корейского Хваом Ыйсана и совершить путешествие по Китаю. Политическая обстановка, однако, не благоприятствовала его намерениям. Придворные опасались, что визит корёского принца к Сунам осложнит корёско-киданьские отношения. Ыйчхону пришлось инсценировать побег, «тайно» покинув страну на сунском торговом корабле (государь Сонджон, брат Ыйчхона, был, скорее всего, заранее предупрежден).

В Сунском Китае императорская семья и представители реформаторской партии (сторонники Ван Аньши) встретили Ыйчхона с необычной пышностью и почестями, надеясь таким образом укрепить связи с Корё и подготовить почву для совместной борьбы против Ляо. Ыйчхон за несколько месяцев пребывания в Китае объехал практически все основные буддийские центры и завязал контакты примерно с пятьюдесятью учеными монахами — цветом китайского буддизма того времени. Учителем его стал популярный в то время в Южном Китае наставник секты Хуаянь, монах Цзинюань (1011-1088) из храма Хуэйюаньсы в окрестностях Ханчжоу. Цзинюань помог Ыйчхону разыскать в Китае большую часть отсутствовавших в Корё сунских буддийских сочинений. В свою очередь, и Ыйчхон не остался в долгу — после смерти учителя в монастыре Хуэйюаньсы на средства корёского двора были построены новые пагоды и павильоны, так что в итоге весь комплекс получил название «Гаолисы» («Корёский монастырь»). Часть его сохранилась и поныне, являясь вещественным напоминанием о путешествиях корёского монаха почти тысячелетие назад.

Из Китая Ыйчхон вывез более трех тысяч томов отсутствовавших в Корё сочинений. Они вскоре были каталогизированы и изданы в качестве дополнения (кёджан) к корёской Трипитаке. Каталог и несколько изданных Ыйчхоном сочинений дошли до нашего времени. Другим важным итогом поездки в Китай было знакомство со школой Тяньтай (кор. Чхонтхэ). Она опиралась в доктринальном отношении на Лотосовую сутру (Саддхарма-пундарика) и активно использовала медитационную практику. Доктрина Тяньтай была известна на Корейском полуострове с VI в. (главным образом, через Пэкче), но последователи этого учения в Корее, в отличие от Китая, никогда не были оформлены в отдельную секту. Ыйчхон, опираясь на сунский прецедент, решает восполнить этот пробел. Главным стимулом тут могло послужить желание Ыйчхона привлечь в новую секту побольше сонских монахов и тем ослабить сонские группы, традиционно тесно связанные с представлявшими для двора потенциальную угрозу аристократическими семействами. Ыйчхон в 1097 г. организовал секту (орден) Чхонтхэ и вовлек в нее значительную часть сонского монашества, что привело сонские группы к серьезному кризису. Контролируя две крупнейшие общегосударственные буддийские организации — секты Хваом и Чхонтхэ — Ыйчхон стал непререкаемым лидером в буддийских кругах и не раз использовал свой авторитет и в государственных делах. В частности, именно по его предложению (опиравшемуся на сунскую практику) его старший брат государь Сукчон (1095-1105) пытался в 1102 г. ввести в Корё денежное обращение. Деятельность Ыйчхона демонстрирует не только широту сунского влияния на Корё, но и «обратный экспорт» элитарной книжной культуры из Корё в Сун: изданные Ыйчхоном буддийские сочинения (в частности, силлаские буддийские работы, плохо знакомые китайцам) широко распространялись в Китае. Контакты Ыйчхона с Цзинюанем послужили оживлению китайской секты Хуаянь, испытывавшей трудности в конкуренции с чанъ-буддизмом.

Tags: азия, интересное, история, корея, полезно
Subscribe

promo anna_rina october 6, 2016 22:34 2
Buy for 100 tokens
Ниже приведены ссылки на все мои отзывы по дорамам и азиатским фильмам (с минипостерами, т.к. у дорамы порой несколько названий) в период с 2014 по 2016гг. (здесь еще должен быть отзыв на "Веру", но я его где-то посеяла=))) ) СОВРЕМЕННОЕ, мелодрама Да, господин модельер! Будь…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments